среда, 18 марта 2015 г.

Игротека. Память и внимание. Выпуск 3.



Ведущий рубрики: Евгений Цурпал.

 Тренировка внимания и памяти – упражнения (продолжение)
 Кричалки-шепталки-молчалки
Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони: сигналы  из разноцветного картона (красного, желтого, синего). Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку» – это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – «шепталку» – это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь – «молчалку» – следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой».
Кто летает?
Ведущий называет различные одушевленные и неодушевленные предметы. Если предмет летает (плавает, ползает), участники поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, если не летает руки должны быть опущены. Ведущий предупреждает детей, что он также будет поднимать руки, но может намеренно ошибиться. Игроки, допустившие ошибку,  платят фант, и выкупают его в конце игры, выполнив какое-либо задание, прописанное заранее командой.
Пианино
Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей: правую руку на левое колено соседа справа, левую на правое колено соседа слева. В результате, на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу.
Суть упражнения в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно (поочередности коленей сидящих игроков в круге), не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение выполняется в постепенно ускоряющемся темпе, можно менять направление движения рук. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.
Кривое зеркало
Ведущий выполняет несложные движения (руками, ногами, мимикой и головой), делая между ними паузу. Участники  повторяют движения, но с опозданием на одно, потом на два движения. При этом заранее оговаривается запрещенное движение, если это движение демонстрируется ведущим, то дети не должны его повторять.  
Не собьюсь!
Участнику предлагается считать до 30, но вместо чисел, в которые входит цифра 3 и которые делятся на 3, говорить «не собьюсь». Счет, следовательно, ведется так: один, два, «не собьюсь», семь, восемь, «не собьюсь» и т.д. Задача участника, выполняя условия игры с минимальным количеством попыток, досчитать до тридцати.
Скороговорки
По просьбе ведущего дети повторяют скороговорку, например: один Клим клин колотил, колотил и выколотил. В первый раз произносят вслух все слова, во второй раз вслух только «Один Клим клин колотил, колотил и», а слово «выколотил» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только «Один Клим клин колотил, колотил», а слова «и, выколотил» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. И так далее, пока все слова не будут заменены хлопками.  

 Буквоед
Задача участника упражнения переписать текст (например, небольшого рассказа), вставляя точки вместо какой-либо загаданной буквы.
Сила слова
Ведущий выполняет различные движения, произнося их название и показывая их.  Дети повторяют за ведущим лишь в том случае, если перед названием движения ведущий сказал слово «пожалуйста». Игра проходит в быстром темпе. Например, если ведущий говорит: "Поднимите, пожалуйста, руки вверх! Сядьте на пол! Крикните «Ура!», Пожалуйста, дотроньтесь до носа!", то дети выполняют только  просьбы – поднять руки вверх и дотронуться до носа. 
Пилот и диспетчер
Поговорите с детьми: как они представляют себе действия пилота в самолете? С помощью чего он ориентируется в воздушном пространстве? Как избегает столкновения с другими авиасуднами? На что полагается, если плохая видимость? Предложите детям поиграть в пилота и диспетчера.
Обеспечьте безопасное пространство для игры (!). В игровой комнате на пути пилота расставьте или подвесьте не травмоопасные мягкие предметы. Завяжите одному из участников глаза. Это означает, что самолет попал в зону плохой видимости. Теперь пилоту придется полностью доверить свое благополучие диспетчеру – другому игроку.
В центре поставьте пилота. Диспетчер должен находиться от него на достаточном расстоянии и управлять действиями самолета "с земли", то есть исключительно словами. Пилот, выполняя указания диспетчера, должен «пролететь» беспрепятственно по комнате до указанного пункта назначения. Данная игра требует даже от очень импульсивных детей умения концентрироваться и, доверяя партнеру (диспетчеру), регулировать свои действия. С детьми, побывавшими в роли диспетчера, можно поговорить об испытанных чувствах, ведь в данной игре им пришлось нести ответственность за другого участника. Упражнение рекомендуется проводить с детьми, хорошо знающими друг друга и имеющими определенный уровень доверия, после рекомендуется провести более подвижную игру.
Глазами художника
Одному ребенку завязывают глаза, ему предстоит рисовать. Второй игрок станет его глазами. Детям задается тема для рисования. Рисовать имеет право только ребенок с завязанными глазами. Но управлять его движениями с помощью слов будет партнер. В его задачу входит руководство руками художника, причем дотрагиваться до «художника» ему запрещается. Соответственно, к обоим игрокам предъявляются довольно высокие требования: один из них должен быть терпеливым и внимательным, стараться понять и правильно выполнить инструкции, а второй – уметь четко выражать свои мысли, делать их понятными для другого, контролировать свои действия, избегая выполнения задания за партнера, даже когда он что-то делает неправильно.
Вопросы: В какой роли было легче или трудней, почему? Чего не хватало и что помогало справиться с задачей? Что важно тренировать, чтобы успешно справиться с такими задачами? Могут ли эти умения и навыки быть полезными в повседневной жизни?

Письмо 
Все участники встают  в круг, поворачиваются в затылок друг другу. По ходу речи ведущего (ведущий будет читать текст письма приведенного ниже) они начинают идти по кругу и выполнять следующие условия: если участники услышать в тексте письма названии имени, то им  необходимо хлопнуть в ладоши; при каждом услышанном названии дня недели – необходимо поменять направление движения.
Вариант текста письма: «Здравствуй, мой милый, хороший, любимый, дорогой Ванечка. Вот пишу тебе уже неделю, с прошлой субботы, письмо и очень хочу с тобой встретиться, мой Ванечка. Давай, Ванечка, увидимся с тобой в понедельник. Я как раз напечатаю фотографии. Мне сказали за ними надо в понедельник прийти, и я их принесу на нашу встречу с тобой, мой Ванечка. Точно, точно, Ванечка, понедельник, хоть это и трудный день, но у нас будет с тобой встреча, мой Ванечка. Ой. Я забыла. В понедельник мне же надо еще успеть в магазин за рыбками для аквариума, ведь во вторник, среду и четверг он не работает.  Так что, Ванечка, в понедельник не получится. Значит, Ванечка, во вторник – точно во вторник. Вот смотрю в свой блокнот, свободный у меня, Ванечка, только вторник. Ну и здорово, во вторник мы увидимся. Я как раз в понедельник фотографии заберу, мой дорогой Ванечка, и тебе их принесу во вторник. А как я с рыбками пойду на встречу? Давай тогда вместо вторника мы с тобой в среду увидимся в парке. А, Ванечка?  Ну, тогда, скажешь ты, Ванечка, обещала в понедельник, потом во вторник, а теперь в среду. Точно, точно обещаю, Ванечка, в среду. В среду… Твоя Людочка.
Летела корова
Игроков должно быть не меньше трех. Участники встают в круг и, развернув левую руку ладонью вниз, а правую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. Так, чтобы каждый участник смог по очереди хлопнуть своей правой ладонью по правой ладони соседа слева. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову, хлопая по ладони левого соседа:
Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "море". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – "М", следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего "Е". Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка. Кто ошибается – на время покидает круг.
Верю, не верю
Ведущий произносит фразы-понятия – правильные и неправильные. Если выражение верное – дети хлопают, если не верное – топают. 

Изучите два списка слов. В правой колонке находятся анаграммы к словам из левой. Свяжите каждое слово из левой колонки с соответствующим ему 
из правой и запомните их. 


Изучите два списка слов. В правой колонке находятся анаграммы к словам из левой. Свяжите каждое слово из левой колонки с соответствующим ему из правой и запомните их.

Источник: http://www.adme.ru/zhizn-nauka/10-uprazhnenij-dlya-trenirovki-pamyati-865260/ © AdMe.ru
Изучите два списка слов. В правой колонке находятся анаграммы к словам из левой. Свяжите каждое слово из левой колонки с соответствующим ему из правой и запомните их.

Источник: http://www.adme.ru/zhizn-nauka/10-uprazhnenij-dlya-trenirovki-pamyati-865260/ © AdMe.ru
Изучите два списка слов. В правой колонке находятся анаграммы к словам из левой. Свяжите каждое слово из левой колонки с соответствующим ему из правой и запомните их.

Источник: http://www.adme.ru/zhizn-nauka/10-uprazhnenij-dlya-trenirovki-pamyati-865260/ © AdMe.ru
Изучите два списка слов. В правой колонке находятся анаграммы к словам из левой. Свяжите каждое слово из левой колонки с соответствующим ему из правой и запомните их.

Источник: http://www.adme.ru/zhizn-nauka/10-uprazhnenij-dlya-trenirovki-pamyati-865260/ © AdMe.ru
 Посмотрите на колонки, которые расположены ниже, и вслух назовите слова, 
которых не хватает.

Слова с условием
Участникам предлагается поочередно назвать слова или найти подходящие картинки из набора карточек, разложенных на столе, с определенным условием, например:
1. Назвать или показать два неодушевленных и одно одушевленное слово;
2. Назвать два предмета посуды, два названия насекомых, три – цветов;
3.  Назвать два числа и две геометрические фигуры.
Сложность заданий варьируется в зависимости от возраста ребенка.
 Бегущие огни
Участники игры сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: “Доброе утро!” Сосед справа должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть; следующий игрок должен сделать то же самое, и волна вставаний и повторений бежит по кругу, как по трибунам. Задание выполняется с максимальной скоростью. Когда волна проходит полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, на усмотрение одного из участников. Это элемент может быть вербальным (словесным) или невербальным (например, жест).
Два числа
Предложите  ребенку карточку, по всей поверхности которой наклеены числа от 1 до 35, из них 2 числа должны быть одинаковыми. Участнику необходимо их найти и закрыть фишками.
Быстрый счет
В этом упражнении могут соревноваться от двух до трех игроков. Ведущему необходимо подготовить два (три) одинаковых листа, разграфленных на клетки, на которых написаны вразброс различными цветами цифры от 1 до 24. По сигналу ведущего двое соревнующихся начинают считать, указывая на цифры указкой по порядку номеров. Выигрывает первый досчитавший до 24-х.
 Следи за счетом
Ведущий считает до ста или пятидесяти. Участники  должны внимательно слушать и запоминать пропущенные числа. Награждается ребенок, нашедший максимальное количество пропущенных чисел.
Флюгеры
Сначала нужно объяснить участникам, что такое флюгер и показать стороны света. Дети изображают флюгер – стоят или сидят замерев. Начинает игру взрослый. Он дает команду: "Ветер дует с востока" – при этом "флюгер" должен повернуться лицом к западу и т.д. При слове "буря" дети кружатся на месте, при слове "штиль" – замирают.
 Веселая ярмарка
Участники становятся в круг. По условиям игры они становятся «продавцами». Руки детей должны находиться за спиной, в руках – заготовленные заранее картонные карточки красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т. д.
В центре круга находится ребенок. Он «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребенок-«покупатель» поворачивается вокруг себя, вытянув вперед руку, наподобие стрелки:
«Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!»
На последнем слове ребенок останавливается. Тот, на кого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
«Что угодно для души? Все товары хороши!»
Ведущий «делает заказ»:
«Хочу овощ!» (ягоду, цветок, фрукты и т. д.).
Теперь ребенок, «принявший заказ», должен предложить овощ, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
«Возьми перец» – говорит продавец и протягивает желтую карточку.


Нос – пол – потолок
Ведущий в быстром темпе, вразброс, несколько раз называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, на потолок или на нос (иногда ведущий показывает не то, что называет, намеренно путая играющих). Задача участников показывать только то, что называет ведущий вслух.
 Картошка, капуста, огурец
Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: «Я буду произносить слова, сопровождая их движениями рук. Когда я скажу слово «капуста», нужно поднять руки ладошками вверх, при слове «картошка» – опустить руки вниз ладошками, при слове «огурец» – руки раздвинуть в стороны по диагонали». Затем ведущий начинает произносить слова, при этом показывая и другие движения. Участникам важно не сбиться. Основное условие: участники игры должны смотреть на руки ведущего. Кто собьётся, выбывает из игры.
Руки вверх
Играющие, стоя или сидя, образуют круг, выбирают ведущего. Последний занимает положение внутри круга. Он ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и, протянув руку, громко произносит: «Руки!». Тот игрок, к которому обратился ведущий, продолжает стоять (сидеть) не меняя положения, а оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из участников ошибся, т.е. поднял не ту руку, только попытался поднять руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с ведущим ролями.
Из лесу вышло 5 крокодилов
Участники сидят в кругу. Ведущий, распределив номера между участниками, начинает:
-Из лесу вышло 5 крокодилов.
Игрок №5 возмущается:
-А почему 5?
-А сколько? – спрашивает ведущий.
-Четырнадцать! – отвечает игрок №5
-А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д.
Задача игроков поддерживать темп игры и вовремя вступать в нее, когда звучит их порядковый номер.
Вторая половина
Приготовьте несколько наполовину раскрашенных картинок. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.
Игра-шутка «Чей приз?»
Вызываются 2-3 участника, которые очень хотят получить приз. Ведущий читает текст: "Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз. Лишь скажу я цифру 3 – приз немедленно бери. Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри – рыбешек мелких увидали и не одну, а целых 7. Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори разок-другой, а лучше 10. Мечтает парень закаленный стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два, марш! Однажды поезд на вокзале мне 3 часа пришлось прождать..." Если ребята не успели взять приз, его забирает ведущий и говорит: "Ну, что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать?!".
Супермаркет
Среди участников  выбираются трое-четверо добровольцев, которые покидают игровую комнату. Остальным предлагается следующее задание: «Представьте себе, что вы – группа людей, планирующих хорошо отдохнуть в ближайшие дни. Вы не ограничены никакими материальными рамками, поэтому пришли в великолепный супермаркет, чтобы подобрать себе все необходимое для будущего похода. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, которые, например, начинаются на букву «с» (сапоги, суп, сок, солярка и т.п.), или сделаны из дерева (книга, карандаш, табуретка и т.п.), или необходимые для какого-то определенного занятия (спорт: гантели, мяч, кроссовки и т.п.), то есть необходимо определить то, по каким критериям будут называться покупки. При этом следует помнить, что те, кто обслуживает вас, не знают об уговоре. Их задача заключается в том, чтобы без вашей подсказки понять, какого типа товары вы собираетесь приобрести».
Затем приглашается группа «обслуживающего персонала супермаркета», к ней обращаются с просьбой обслужить необычных клиентов. Причем, необходимо помнить о том, что «клиенты» должны только утвердительно или отрицательно отвечать на предложение товаров. Например: «Уважаемые покупатели, мы предлагаем вам палатки… Нет? Тогда, может быть, мороженое?..» и др.
"Я дарю тебе…"
Два участника, сидя друг против друга, могут в течение нескольких минут дарить любые воображаемые, необычные и волшебные, подарки. Однако при этом участники должны соблюдать следующие условия: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность, называется имя того, к кому участник обращается и, прежде чем назвать  очередной подарок,  перечисляются все те, которые  уже были подарены. Например, после четвертого обмена подарками можно услышать следующее: «Спасибо тебе, Саша! Я подарил тебе стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник, ты мне подарила посудомоечную машину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне – молодильное яблоко, я тебе подарил Земной шар, ты мне подарила остров сокровищ, а я тебе дарю…» и т.д. 

 Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте их и ответьте на предложенные вопросы.



Объединяйте игры и упражнения
для поддержания интереса детей к занятиям
Например, предложите детям поиграть в детективов. В основу сюжета игры можете положить какую-нибудь запутанную историю и разбить ее на логические части – улики. За каждое выполнение задание детективы могут получать по одной улике или ключу к разгадке тайны, заключенной в детективной истории. Из многообразия игр на развитие внимания, мышления, логики вы найдете массу заданий для подобной игры. Вот несколько примеров таких заданий:
Задания для получения лицензии детектива
- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.
- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту: от самого маленького до самого высокого.
- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной; опиши их форму, размер, цвет.
- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.
- Сколько ступенек на лестнице твоего дома?
- Сколько окон в комнате? и т.д.
Расшифровка
Детективы расшифровывают послание или задание. Зашифровать послание можно с помощью простого цифрового или буквенного кода.  
 Сообщение об опасности
Нужно предупредить об опасности других сыщиков, но не выдать себя по почерку. Для этого необходимо, воспользовавшись старым журналом, ножницами и клеем, вырезать буквы и, наклеив их на белый лист, составить фразу, например: «Будьте осторожны, за вами следят!»
Кодовый замок
Детективам предстоит решать простые арифметические задачи, в медленном темпе называемые ведущим, для определения шифра кодового замка. При этом дети должны решать их в уме. Полученные  числа также надо держать в уме. Результаты вычислений записать только по команде: «Пишите!».
Варианты заданий:
1 класс: "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)
"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)
2 класс: "Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)
"Даны два числа: 82 и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)
3 класс: "Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)
"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)
Слежка и словесный портрет
Мы на малолюдной улице. Навстречу нам идет прохожий. Он и не подозревает, что участвует в нашей игре. Мы, конечно, постараемся оставить его в этом неведении и сделаем вид, что он нас нисколько не интересует. На самом деле это не так: мы внимательно его разглядываем, стремясь как можно плодотворнее использовать тот короткий промежуток времени, которым мы располагаем. Вот он прошел. Некоторое время мы смотрим ему вслед.
Каждый из детективов должен запомнить наружность прохожего, его костюм, те или иные характерные для него признаки, чем прохожий занимается и куда держит путь. Один из играющих — главный наблюдатель. Он должен подробно описать внешность прохожего. Потом остальные участники игры добавят к этому сообщению то, что было упущено главным наблюдателем, но что удалось подметить им.
Розыск
Дети садятся полукругом. Ведущий смотрит на них и запоминает характерные детали одежды. Затем, отвернувшись от игроков, объявляет:
– Внимание! Внимание! Потерялась девочка с темными  волосами и красной заколкой, в белой кофте и синих брюках.
Дети слушают, смотрят друг на друга и находят участника по описанию.
 Сбор улик
В комнате на доступных взгляду местах расставляются предметы в количестве 10-15 штук. Детектив должен по списку за одну минуту найти максимальное количество предметов. 
Тайник
По словесному описанию местности необходимо найти тайник с уликой. 

 Рекомендации специалистов!



Развитие самоконтроля ребенка и преодоление проблем
 невнимательности в школе и дома.



Учите ребенка планировать свои действия

Данное самой природой средство, организующее внимание ребенка, – это речь. Когда мы даем ребенку инструкцию (то или иное задание), мы должны не только позаботиться о том, чтобы ребенок ее правильно усвоил, но и даже в процессе инструктирования мы можем помочь ребенку овладеть навыками организации внимания и памяти. Зачастую ошибки в выполнении задания кроются не в том, что ребенок не может правильно организовать его выполнение, а в том, что он не правильно усвоил инструкцию, и взрослые, соответственно, не удостоверились в том, что задание было правильно понято. Самый простой прием, который ребенок может освоить еще до школы – это проговаривание инструкции вслух. Благодаря этому приему, ребенок лучше усвоит задачу, а взрослый удостовериться, что ребенок не упустил важные детали задания. Взрослый, дающий ребенку сложное задание, должен поначалу сам разбивать задачу на шаги, и помогать ребенку проговаривать пошагово все задание. Это позволит ребенку со временем приобрести навык планирования выполнения задачи, осознать на практике, что любое сложное задание необходимо решать пошагово, разбивая на логически связанные ходы. Когда родители проговаривают свои планы, ребенок учится этому, следуя их примеру. Перед решением сложной задачи, ребенка можно попросить составить план действий, например, сказав ему: «Расскажи, пожалуйста, как ты будешь решать эту задачу. С чего начнешь? Что тебе может понадобиться?». Важно уделять должное внимание развитию навыков ребенка выражать свои мысли. Чем больше вы интересуетесь мнением ребенка по самым разным вопросам,  побуждаете его рассказывать о тех или иных задумках, воплощенных в его творческих делах (поделках, играх), тем больше вы способствуете развитию у ребенка умения обращать внимание на детали, смотреть на многие вещи с разных точек зрения, предполагать последствия и ставить цели. Все это в  конечном итоге очень благоприятно влияет на развитие внимания и собранности в  его действиях.
В жизни семьи достаточно условий и ситуаций, когда включение ребенка в решение хозяйственно-бытовых насущных вопросов помогает развивать внимание и организованность в действиях. Например, если ребенок уже умеет делать покупки, вместо того, чтобы давать конкретное указание:  «Сходи, пожалуйста, купи хлеб и молоко», родители рекомендуют давать ребенку возможность взять на себя большую ответственность. И предлагают самому принимать решение о необходимых покупках в те или иные дни, исходя из того, что есть и чего нет в доме или что договорились приготовить на ужин. Доверяя ребенку больше ответственности за те или иные бытовые вопросы семьи, взрослые не только отдают дань уважения растущему члену семьи, позволяя  почувствовать ребенку свою значимость, но и дают возможность ему учиться принимать решения и планировать свои действия по выполнению обязанностей. Кончено, поначалу ребенку будет трудно действовать без ошибок, важно не давить на ребенка. Поддержка и благодарность взрослых поможет справиться с временными трудностями и вовремя исправлять погрешности.
Посвящайте детей в планы семьи, например, привлекайте к планированию бюджета, рассказывайте, насколько важны те или иные расходы. Во-первых, это поможет ему постепенно осваивать важные знания, которые станут основой в его будущей самостоятельной жизни, во-вторых, поможет ему лучше усвоить такие понятия как «цена денег», первоочередные расходы семьи, а также то, что семья должна учитывать интересы каждого. И, наконец, в-третьих, наблюдая за вашими рассуждениями, ребенок учится планировать, видеть, что каждое действие отражается как на настоящем, так и на будущем.
Играйте с ребенком в игры, в которых есть возможность рассуждать и беседовать с ребенком, которые заставляют ребенка с интересом искать решения различных ситуаций. 

Помогайте ребенку в занятиях,
учите собственным примером
Для большинства детей с проблемами внимания характерна проблема с учебной мотивацией, выраженная, например, в нежелании уделять должное время выполнению домашнего задания. Самой главной и действенной рекомендацией является необходимость родителям достаточно длительное время делать уроки вместе с ребенком. В этом случае ребенок достаточно быстро привыкает к необходимости ежедневных занятий. Если родитель помогает ребенку преодолевать основные трудности, но при этом не выполняет за ребенка всю работу.
Важно учитывать при планировании занятий с детьми, что наибольшую устойчивость внимания дети демонстрируют  в тех занятиях, которые:
-  наглядны  (лучше всего, если есть возможность экспериментировать);
- неожиданны (оригинальные формы занятий и подачи информации вызывают познавательный интерес);
-  эмоционально окрашены (чем больше в занятиях юмора, одобрения и интереса к совместной деятельности со стороны взрослых, живого общения, тем непринужденнее протекает время занятий, тем больше ребенок включен в процесс).  Вашими лучшими помощниками могут стать игры.
Математика.   Прежде чем решать задачи и примеры можно начать с краткого повторения, чтобы актуализировать знания ребенка и настроить его мозг на предстоящую работу. Можно начать так: «Давай перечислим, что ты уже знаешь. Это пригодится нам в решении этой задачи». Для лучшего понимания математических задач, необходимо помнить, что большинство из них можно представить в виде рисунков. Попросите ребенка нарисовать основные условия задачи, этот прием может помочь ему в самостоятельной работе в школе. Решение примеров. Ничего страшного нет, если у вашего ребенка под стеклом на рабочем столе будет карточка с примерами и формулами решения уравнений. Чем больше ребенок будет ими пользоваться и видеть перед собой, тем быстрее он освоит их. С самых первых дней изучения ребенком математики, доказывайте ребенку на житейских, бытовых примерах значение этих знаний в повседневной жизни. Делаете ремонт – не считайте  самостоятельно площадь комнаты для определения количества рулонов обоев и литров краски, пусть эту важную и почетную работу с вашей помощью сделает  ребенок; едете на машине – рассчитайте вместе с ним время прибытия, в магазине – вместе плюсуйте покупки, прося ребенка «держать в уме» промежуточные суммы и т.п. Для поддержания интереса к предмету расскажите ребенку об интересных фактах из жизни известных математиков. Если вы умеете пользоваться программами для работы с данными или электронными таблицами, изучение математики можно объединить с овладением компьютерной грамотностью. 




Проблемы с почерком. У большинства детей с проблемами внимания плохой почерк. Дети с плохим почерком много внимания тратят на то, чтобы написать без помарок и понятно. Иногда полезно использовать такой прием: ребенок вслух решает задачу или отвечает на вопросы учебника и диктует ответ родителю, взрослый записывает за ним. Затем, ребенок переписывает ответ из черновика на чистовик.
Русский язык. Вообще лучший способ изучения родного языка – это чтение литературы. Однако, словесные игры и упражнения должны быть в арсенале родителей обязательно. Если у ребенка возникают трудности, на помощь может прийти фантазия. Например, изучать понятия «одушевленное» и «не одушевленное» можно с помощью любимой детской игры «съедобное – несъедобное», немного изменив условия игры. Можно также подойти к трудной работе творчески и предложить ему такой  прием: читать текст задом наперед, то есть сначала последнее слово, потом предпоследнее и так далее. Слова воспринимаются совершенно в новом свете, и можно избежать эффекта «замыленных глаз».
Биология. Сейчас практически по всем разделам биологии и анатомии сняты документальные и научно-популярные фильмы. Иногда полезно отложить в сторону учебник и заинтересовать ребенка просмотром подобных фильмов. После такого фильма всегда найдется время и желание на обсуждение увиденного, вы можете задавать ребенку вопросы, например: «что тебе показалось самым интересным?», побуждая ребенка осмысливать увиденное и делиться своими впечатлениями. Если у ребенка есть фотоаппарат, то он может совместить два интересных и полезных дела – изучение биологии и фотографии, и, например, создать фотоальбом флоры родного края, прикладывая к фотографиям выписки из энциклопедии. 
 
История. Большинство детей испытывает проблемы с запоминаем дат исторических событий. В этом случае полезно вместе с ребенком некоторое время потратить на создание плаката, сделанного по принципу «ленты времени» (в хронологической последовательности) и оформленного с помощью техники «коллаж» и рисунков или вырезок из ксерокопий учебника, который может висеть в комнате ребенка. Само создание плаката и его присутствие ежедневно перед глазами ребенка даст возможность  быстро заполнить основные даты, наглядно понимать, какие события проходили параллельно в различных странах. Интересно, что в одной семье, по мотивам исторических событий 17-18 веков, детьми и родителями была придумана настольная игра. Принцип был простой, такой же, как в популярной в прошлом игре «путешествие», однако, играя каждый вечер в эту игру, дети уже через неделю без труда могли назвать основные исторические даты той эпохи. К сожалению, не все учебники по истории хорошо снабжены иллюстрациями. Поэтому если вам доступны Интернет и принтер – создавайте с ребенком альбом по каждой исторической эпохе, это поможет ему, не перелистывая десятки глав учебника, знать основные изобретения, предметы быта той или иной эпохи, запоминать города сражений не по стрелочкам на карте, а по иллюстрациям исторических памятников этих городов и т.д. Изучать топографию можно, составляя карту местности или играя в поиск сокровищ.
Иностранный язык. Если ребенок не может разобраться с грамматикой языка, можно обратиться к репетитору. Но для того чтобы язык ребенку нравился и изучение его было осознанным и желаемым, важно чтобы у ребенка была возможность практиковаться не только на школьных уроках. Очень важна речевая практика: независимо от того владеете вы иностранным языком или нет – нужно помогать ребенку. Спрашивайте его, как перевести ту или иную фразу, помогите найти ему друга по переписке на изучаемом языке, просите перевести инструкции к бытовой технике (со словарем), пробуйте переводить и петь песни.  

Готовьте ребенка к возможным трудностям
обучения как можно раньше
Дошкольнику предстоит, когда он пойдет в школу, столкнуться с оценочной системой. Чтобы легче адаптироваться к этим новым условиям, нужно заранее готовить ребенка к тому, что его работа в школе будет оцениваться. Вы можете, играя с ребенком, выполнить несколько упражнений на развитие внимания и мышления и попробовать вместе с ребенком оценить проделанную работу. Определите вместе с ребенком оценочную систему, например 10 ступенек, каждая ступенька 1 балл. Начните с положительных итогов, обязательно похвалите ребенка, например, за проявленную смекалку. Поставьте ребенку за это высший бал. Обязательно отметьте старание ребенка.  Затем, поговорите с ним о том, можно ли при выполнении упражнений добиться большего результата (например, сделать за меньшее количество времени, допустить меньше ошибок и т.д.). Если вы придете к выводу, что результат можно улучшить, вместе с ребенком решите,  какую общую оценку поставить проделанной работе, например «7 баллов» (7-ая ступень) – с учетом того, что в ближайшее время можно улучшить результат.
Продолжайте тренироваться и в последующие дни, когда ребенок будет готов поставить себе высший бал, обязательно отметьте его успех. 
Важно также отметить, что при занятиях с детьми с проблемами внимания необходимо по возможности избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?». Старайтесь в любой работе выделять положительные стороны и несколько критериев оценки, отмечайте даже самый маленький прогресс в действиях и результатах работы ребенка,  тогда у него будет возможность двигаться  вперед от успеха к успеху.
Чтобы  ребенок хорошо адаптировался к условиям школьного обучения (большую часть времени ученики проводят, работая за партой)  необходимо еще в дошкольном возрасте, используя настольные игры, занимаясь декоративно-прикладными видами творчества, постепенно развивать у ребенка умение работать за столом и организовывать рабочее пространство.  Работа за столом – это также напряженный физических труд, прежде всего для мышц спины и шеи. Умение работать за столом и навык периодически снимать напряжение не только от умственной работы, но и от работы мышц, очень важны для детей, испытывающих трудности с вниманием.  


Учите ребенка разумно распоряжаться временем
Попробуйте завести с ребенком детский календарь-планер. В календаре ребенок может отразить режим дня, особые события и даты, например, поездки, особо важные школьные задания, встречи. Ведение календаря познакомит ребенка на практике с понятием «планирование свободного и учебного времени». Для развития интереса ребенка к планированию своих занятий, а также, одновременно, чтобы помочь ребенку чувствовать себя уверенно у школьной доски, обеспечьте ребенку возможность иметь свою магнитную или маркерную доску. На ней с помощью стикеров (липких листочков бумаги)  или маркерных схем ребенок сможет сам записывать важные события. Если у вас так же будет общая магнитная доска с ребенком, вы сможете оставлять друг другу сообщения: важные, сигнальные (когда ребенку сложно о чем-то сказать вам прямо или не было такой возможности); он может подать вам заранее оговоренные знаки, например, со смыслом: («Пора серьезно поговорить!»), подбадривающие (например, благодарность за что-то) или даже шуточные. Не забывайте подводить с ребенком итоги дня, поговорив вечером в спокойной обстановке на тему, что произошло за день, вы можете найти хороший повод отметить те или иные маленькие достижения ребенка и доведенные до конца дела.
Поддерживайте ребенка в новых начинаниях
Часто дети с проблемами внимания и обучения испытывают дефицит успешности. Для того чтобы мобилизовать себя даже на те занятия, которые вы будете проводить с ним индивидуально, ребенку важно чувствовать себя успешным в какой-либо сфере, той сфере, которая, прежде всего, приносит ему удовлетворение и заслуживает признание и внимание со стороны родителей.  Тогда  все остальные трудности легко воспринимать как временные и преодолимые. Наблюдайте и ищите в ребенке способности, интересы, которые заслуживают большего внимания, помогайте ребенку найти занятие по душе, в котором он может быть успешным. Сферы могут быть самые разные: музыка, творчество, спорт или даже коллекционирование. Совершенно нормально если интересы ребенка часто меняются, ребенок может сменить десятки секций и студий или хобби, это хороший знак – ребенок в активном поиске, его жизненный кругозор расширяется. Главное, чтобы каждое его достижение находило должное внимание и эмоциональное поощрение со стороны членов семьи.   
 Развитие самоконтроля
Разнообразные развивающие игры – прекрасный материал для развития способностей самоконтроля детей. Благодаря тому, что в каждой игре есть свои правила – для успеха в игре ребенку необходимо быть именно таким, каким его хотят видеть взрослые – собранным, сосредоточенным, внимательным, сообразительным и т.п. Для развития способностей к самоконтролю необходимо развивать у детей понимание цели деятельности (что и зачем сделать?) и программы деятельности (как сделать?), умение разбивать задачу на этапы, умение исправлять ошибки (самоконтроль). Игры на развитие самоконтроля, приведенные ниже, по сути, направлены на тренировку воли ребенка. Регулярные тренировки воли в форме игры помогают ребенку в важные моменты проявлять самообладание и быть готовым добиваться результата, прилагая серьезные усилия для достижения цели.
 Полезно также использовать корректурные упражнения,  развивающие  умение сличить свою работу с образцом и делать выводы (обнаруживать ошибки или убеждаться в правильности выполнения задания).


Комментариев нет:

Отправить комментарий