пятница, 6 марта 2015 г.

Игротека. Память и внимание. Выпуск 2.


Игротека. Память и внимание. Продолжение темы.
Ведущий рубрики: Цурпал Е.А. 


Сосредоточение внимания в процессе обучения требует больших усилий воли. Ключевое значение имеет интерес и мотивация к обучению. Хорошо, когда два этих компонента сопутствуют процессу обучения ребенка и в школе и дома, тогда ребенок менее подвержен переключению на другие интересующие его виды деятельности.
Прежде чем упрекать детей в невнимательности, нужно поразмыслить: может ли что-то являться помехой для того, чтобы им быть внимательными? Ниже приведены несколько рекомендаций, как помочь ребенку, если он испытывает проблемы концентрации внимания:
- Давайте по возможности ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить полностью
Конечно, есть и задачи, имеющие несколько условий сразу. Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это говорит о том, что ребенок не может удерживать в своем поле внимания несколько условий выполнения задания, а, следовательно, и ориентироваться на них и своих действиях. Развивающие игры помогают детям нарабатывать навыки выделения нескольких разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий.

- Для подкрепления устных инструкций (заданий) используйте иллюстрации или наглядные примеры. Объяснение сути задания должно быть как можно более наглядным
Большинство детей, учащихся в школе, как показывают исследования, трудно воспринимают информацию на слух. Гораздо эффективнее, когда процесс обучения, наряду с рассказом учителя, дает возможность произвести те или иные действия или опыты и наглядно познакомиться с изучаемым явлением или объектом.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
Внимание в учебе необходимо всегда, и, зачастую, это серьезная работа, требующая напряжения, серьезных усилий воли. Умственная нагрузка подчас требует большего количества калорий, чем физическая работа. Проявление ребенком силы воли и достижение результата должны обязательно быть вознаграждены вашим вниманием, своего рода премией за напряженность.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Следование этому распорядку поможет выработать своеобразный привычный жизненный ритм.
Как только нарушаются привычные биоритмы в нашей жизни, здоровье сразу напоминает о себе. Умственная деятельность также требует распорядка. Стабильность в режиме дня – необходимое условие для тренировки внимания.
- Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, свойственной детям с дефицитом внимания
В распорядке дня должно быть достаточно времени на отдых, должны быть паузы и обязательно смена деятельности, часть этого времени можно посвятить тихим и спокойным играм.
- Ограничивайте до минимума отвлекающие факторы
Очень важный пункт. Отвлекать ребенка может многое: начиная от чувства голода, заканчивая мыслями о любимом занятии. Режим, о котором было сказано выше, позволяет организму и мозгу как бы приучится к сосредоточению на занятиях в определенные часы дня. Необходимо знать, что иногда ребенка могут отвлекать какие-либо сильные внутренние переживания. Если успеваемость ребенка падает и что-то меняется в его поведении – это сигнал о том, что что-то могло произойти. Возможно, ребенок переживает о чем-то. Пока не исчезнет причина переживаний, ребенку будет трудно переключить свое внимание на учебу.
Детей могут отвлекать и такие факторы, как плохо организованная работа. Несколько распространенных ошибок:
- ребенок садится за уроки с включенным телевизором;
- ребенок ест во время выполнения домашнего задания (например, щелкает семечки);
-на столе много лишних предметов (трудно разложить учебник и тетрадь, чтобы чего-нибудь не упало, приходится отвлекаться и поднимать);
- все необходимые принадлежности для выполнения занятия не готовятся заранее (ребенок то достает из стола линейку, то ищет под столом циркуль, то дует в стержень не пишущей ручки и т.п.);
- ребенок занимается лежа (часто дети со слабым мышечным тонусом делают так, но т.к. лежать прямо с учебником невозможно, то такая рабочая поза негативно влияет на осанку и зрение). К тому же, такая поза входит в привычку, и ребенку все сложнее сидеть на уроках в школе, где при всем желании не ляжешь, развивается слабость мышц спины.

- Сосредотачивайте внимание на позитивных сторонах, достижениях и преимуществах ребенка. Помогайте ребенку поверить в свои возможности, не вешать нос при неудачах
Слово «лень» знакомо всем не понаслышке. Существует она в природе или нет, но никто не хочет, чтобы это качество было присуще нашим детям. Как мы знаем, лень понятие относительное. Ребенку лень убрать комнату – но не лень гулять по улице допоздна или играть часами в компьютерные игры. Ребенок выбирает те занятия, которые ему интересны и значимы. Так что внешне похожее на лень поведение имеет за собой более глубокую проблему, например, потерю интереса к учебе, нарастание негативных переживаний из-за повторяющихся неуспехов в школе. Зачастую проблема возникает по такой схеме:
  • Повторяющаяся неудача (неправильный ответ, неготовый урок – негативная реакция учителя и родителей);
  • Сильное переживание ситуации (разочарование, страх, стыд, неуверенность, напряжение, тревога);
  • Возникающее желание избежать подобных переживаний в будущем (поиск занятий, способных отвлечь от переживаний);
  • Спокойствие. Ребенок находит занятие, позволяющее ему не думать о проблемах в школе и порицании со стороны взрослых;
  • Появление привычки находить утешение в любимых занятиях и желание любой ценой скрыть свои неуспехи в школе.
Важно! Для ребенка, испытывающего трудности в обучении, очень важно не стать заложником амплуа «нерадивого ученика». Незамеченный минимальный успех и отсутствие помощи и внимания со стороны взрослых могут спровоцировать массу побочных явлений: разочарование в учебе, во взрослых, ложь, стремление поднять самооценку (подорванную школьными неуспехами и порицанием) вызывающим и неприемлемым поведением. 

  • Запрещенное слово
Ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, но нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово «нет». Ведущий предупреждает ребенка, что нужно быть предельно внимательными, так как он постарается подловить участника. После этого ведущий начинает задавать вопросы. Например: «Ты спишь в ванной?», «Снег белый?», «Ты умеешь летать?» и т.п. Участник должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только участник ошибается, он меняется ролями с ведущим. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.
  • «Съедобное – несъедобное»
Ведущий по очереди кидает участникам мяч и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные в различном порядке). Если предмет съедобный, мяч ловится участником, если нет – отбрасывается.
  • Упражнение (11-13лет)
Участникам предлагается взять лист бумаги, правой рукой нарисовать пять треугольников и, одновременно, – левой рукой пять кругов. Продолжительность упражнения 60 секунд.

  • Упражнение (11-13лет)
Участникам предлагается за 10-12 секунд прочитать предложение, заключенное в наборе букв, например:
оаткУоаоОкшМашибпоегерМчетыреоАоаееяблока (У Маши четыре яблока)
  • Упражнение (8-14лет)
Предложите ребенку несколько раз в неделю вместе с вами проделывать данное упражнение: положите перед собой репродукцию картины художника. Посмотрите внимательно на изображение, а потом опишите на листе бумаги, кто изображен, где происходит действие, положение тел персонажей. Затем снова взгляните на изображение и постарайтесь более внимательно рассмотреть недостающие в вашем описании вещи и предметы. Закройте глаза и попытайтесь представить, как выглядит данная картина, открыв глаза, попробуйте максимально точно описать сюжет картины.
  • Упражнение (6-8лет)
Предложите ребенку рассмотреть различные геометрические фигуры, расположенные в определенной последовательности, и через 10-15 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.



                                  Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

 1. Сколько туристов живет в этом лагере?
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
3. На чем они сюда приехали?
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
6. Какое сейчас время дня?
7. Куда ушел Шура?
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени).
9. Какое сегодня число какого месяца?
 
Свойства внимания
Распределение – способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов (предметов, явлений, речи), т.е. возможность одновременно наблюдать, выполнять действия с несколькими объектами.
Переключение – осознанное переключение внимания с одного объекта на другой, в связи с постановкой новой задачи. Определяет способность быстро ориентироваться в новой ситуации.
Устойчивость – длительность удержания внимания к одному и тому же предмету, действию, явлению.
Концентрация – способность сосредоточения внимания на одной или нескольких объектах и одновременном отвлечении от других, не связанных с поставленной задачей.
Нарушения внимания
Отвлекаемость – непроизвольное переключение, отвлечения внимания с одного объекта на другой. Чаще всего возникает при наличии отвыкающих предметов и явлений в поле восприятия ребенка, занимающегося какой-либо деятельностью.
Рассеянность – неспособность сосредоточится на чем-либо отдельном в течение длительного времени.
Инертность – малая подвижность внимания, ограничение круга предметов, попадающих во внимание малым числом, невнимательность.

  • Наблюдательность
Предложите ребенку по памяти воспроизвести свойства и места расположения предметов в доме. Например: какого цвета выключатель в спальне? сколько ступенек у лестницы на крыльце? каких цветов узоры на чайных чашках? и т.п.
·         Срисовывание по клеточкам
Вам понадобится чистый лист бумаги в крупную клетку (1:1) см; образец для рисования; остро отточенные карандаши. Предложите ребенку нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности: 1-й уровень сложности – образец состоит из разомкнутых фигур, 2-й уровень сложности – образец состоит из замкнутых фигур. Ведущий может дать следующую инструкцию: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»
  • Разведчик
Ведущий предлагает ребенку найти заранее спрятанный предмет в комнате. Например, ведущий может сказать: «Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке». Ребенок ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) «по следам», оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно игра усложняется, и от участника требуется больше внимательности.
  • Секретное письмо
Ведущий чертит в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Ребенок пытается угадать, что написал ведущий "прозрачными красками на прозрачной бумаге". После того как ребенок догадался, происходит смена ролей.
  • Наблюдатель
Сядьте с ребенком перед окном, осмотрите вид из окна. Предложите быстро назвать 5 круглых (красных, твердых, гладких, похожих на что-либо и т.п.) предметов на улице или в комнате.
  • Архитектор
Вы – архитектор, ребенок – строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.
  • Волшебное слово
Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву, а можно – обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Ведущий рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).
  • Цифровая таблица
Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Предложите ему как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25. Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-3 минуты и почти без ошибок. Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания. Если же эти упражнения оказались трудными для него, составьте более простую таблицу, например из 9 клеток.





Игры, которые можно
проводить с группой детей
·   Шерлок Холмс
Ребенок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид другого участника (партнера) и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать. Можно превратить эту игру в соревнование, задавая задачки друг другу по очереди.
·   Самый внимательный
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т.п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой или покрывалом. Участнику предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. После этого участник должен рассказать о том, какие изменения в расположении предметов произошли.
·   Все помню
Ведущий предлагает посостязаться в умении запоминать слова в заданном порядке. За соблюдением этого условия следит назначенный ведущим судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры — названия городов. Города следует называть общеизвестные, их легче запомнить.
Ход игры может выглядеть так:
«Тула» – говорит первый участник. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок. Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города: «Тула, Новосибирск». «Тула, Новосибирск, Омск» – объявляет третий.
Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например: «Тула, Новосибирск, Омск, Нью-Йорк». Каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.
·   Подарки
Ведущий выбирает одного из участников и обращается к нему: «Мы слышали, что вы отправляетесь в путешествие и побываете в разных городах?» Участник, по условиям игры, подтверждает слова ведущего и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений. Все играющие поочередно обращаются к нему с личными просьбами. Например: «Будете в Костроме, – говорит один. – Загляните к моей бабушке. Передайте ей привет. Если от нее будет посылочка, не откажите в любезности прихватить с собой»; «У меня дядя в Питере, навестите его, – просит другой. – Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры…». Каждый называет тот или иной город и своего воображаемого или реального родственника или приятеля, к которому просит зайти. По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные. Водящий обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой «далекий путь», то есть выходит из комнаты. «Путешествие» водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом: нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Питера — пряники, или, например, пуховую перину.
Главное условие для участника, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, и придумать подарок.
«Путешествие» закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков. Если же участник ошибается, то играющий не примет у него подарка. Когда играет больше 5 человек, то одна ошибка в расчет не принимается. Но за две ошибки водящего «штрафуют»: он снова собирает поручения и вторично отправляется в свое «дальнее путешествие».
·   Кто это?
Все участники садятся по кругу. Ведущий выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом: «У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга (за временем следит ведущий)». Через полторы минуты ведущий просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников и говорит, обращаясь к нему, например: «Вова, я иду по кругу, (ведущий идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь около четвертого человека. Кто это?» Вова отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще, пока не будет получен правильный ответ). После этого ведущий предлагает Вове ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Что у Димы в руках? Какого цвета у него рубашка?» и т.п. Далее ведущий дает такое задание еще 4-5 детям. В заключение упражнения ведущий просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.
·   Запомни звуки
Это игра, при которой дети должны особенно хорошо концентрироваться, способствует развитию слуховой памяти. Подобный эксперимент будет более интересен детям, если они смогут регулярно его повторять и при этом будут видеть, что у них получается все лучше и лучше. Для этого вы должны будете письменно фиксировать результаты упражнений.
Инструкция детям: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я сейчас буду ходить по комнате и производить различные звуки. Возможно, я открою и закрою дверь, потрясу корзину для бумаг или постучу по батарее. Я хотел бы, чтобы вы хорошенько прислушались и угадали, что я делаю. Слушайте внимательно, чтобы потом вы смогли описать эти звуки. Постарайтесь запомнить и последовательность этих звуков».
Начните с ограниченного числа звуков, например, с пяти-шести, издавая их с интервалом в две-три минуты. Позже вы сможете уменьшить интервалы и увеличить число звуков. Затем дети должны будут описать то, что они услышали, и сравнить полученные результаты с результатами других. После того, как вы проведете эту игру пару раз, дети сами смогут исполнять вашу роль.

Выпуск 3. Развитие самоконтроля и профилактика переутомления
Данный выпуск игротеки посвящен теме развития волевой сферы ребенка через использование игровых форм. Выбор игр, упражнений и приемов для развития самоконтроля ребенка можно подбирать индивидуально, но главное, чтобы этот набор был разнообразным. Разнообразие должно обеспечивать, возможность участия в различных видах деятельности, соответствие индивидуальным особенностям и настроению ребенка, а также задачам развивающего или учебного занятия. 








Игры, упражнения и приемы,  можно условно разделить на следующие группы:
  • Подвижные и спортивные игры. Дают возможность ребенку освободиться от избытка энергии.
  • Упражнения на расслабление и мобилизацию, учат ребенка регулировать свое состояние, например, снимать накапливающееся напряжение. Дают возможность делать смену деятельности в учебных занятиях с ребенком.
  • Упражнения и игры с тактильным (осязательным) контактом, помогут снять мышечное и эмоциональное беспокойство.
  • Игры и упражнения на развитие внимания помогут тренировать различные свойства внимания, их разнообразие помогает определить, какие задачи ребенок выполняет более быстро и правильно, и какие вызывают наибольше затруднения.
  • Ролевые игры. Особый интерес представляют игры в куклы, в семью, в школу. Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого. Такие игры помогают больше узнать о мировоззрении ребенка, о том, какие переживания вызывают у него те или иные ситуации общения с взрослыми.
  • Приемы и способы, помогающие ребенку принять и почувствовать помощь взрослых и получить удовлетворение от своих успехов.

Профилактика переутомления.
Примеры упражнений, приведенных в этом разделе, могут быть использованы для снятия мышечного напряжения, возникающего после продолжительной сидячей работы, например, в классе. Упражнения включают в себя разминки и задания на расслабление мышц. Если вы научите ребенка регулярно выполнять подобные упражнения в паузах между занятиями, это поможет ему регулировать свое самочувствие, избавляться от усталости, восстанавливать работоспособность. Заинтересовать и приучить детей выполнять такие упражнения вам может помочь собственный пример, позитивная атмосфера (делать их нужно с настроением). Привлечение фантазии, связывание каждого упражнения с игровыми образами, поможет детям быстро овладеть нехитрыми движениями. При желании можно придумывать каждый раз новые образные задания. Для многих детей важен тактильный (осязательный) контакт. Упражнения в парах помогут детям восполнить недостаток прикосновений и снизить тревожность и импульсивность. В вашу копилку ежедневных занятий с детьми могут входить следующие упражнения:






Посмотрите на картинку и скажите, какую фигуру образуют цифры "6 " 

Упражнения для расслабления
  • Насос и мяч

Для проведения упражнения необходима пара. Один участник принимает роль большого надувного мяча, другой должен представить, что у него в руках насос, ему предстоит надуть этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Участник с воображаемым насосом начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Из мяча выдергивается шланг насоса, и из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
  • Солдат и тряпичная кукла
Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно маршировать, отбивать барабанную дробь, стоять на плацу, вытянувшись в струнку и замерев. Пусть он изобразит военного, стоящего на плацу, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду: «тряпичная кукла». Выполняя ее, он должен максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы его руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.
  • Комплекс на расслабление (вариант 1):
1.       В наклоне прямым туловищем вытянуть руки вперед, сжать кулаки, затем, почувствовав тяжесть в руках, уронить их покачивая. Напряжению соответствует предварительный вдох, расслаблению – полный выдох.
2.       Лежа спиной на скамье, согнуть колени, ноги вместе, ступни на скамейку. Сделать вдох и, задерживая дыхание, напрячь мышцы живота, сжать колени. Напряжение держать 5–6 с., затем расслабить мышцы живота, колени.
3.       Сделать вдох, поднять прямые руки и ноги, задерживать 5–6 с. и «бросить» в расслабленное положение.
4.       Лежа на животе, сделать вдох, согнуть колени, руки назад, напрячь мышцы спины, держать 5–6 с. и «уронить» руки, расслабиться.
5.       Сидя на скамейке, сделать вдох, согнуть ноги, руки на коленях. Напрячь живот, мышцы рук и ног. Держать напряжение 5–6 секунд, «уронить» руки, выпрямить ноги.
Данные упражнения составляют комплекс, который рекомендуется выполнять в любое время, желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение от 5 до 10 раз. Упражнения, выполняемые на одной ноге, следует чередовать с выполнением на другой, напряжения мышц не должны вызывать болевых ощущений.
  • Комплекс на расслабление (вариант 2)
Руки
Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, ваши рука и ладонь чувствуют себя намного лучше, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки (повторить весь процесс для правой руки).
Руки и плечи
Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растет. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.
Плечи и шея
Представьте, что вы маленькие черепашки. Сидите вы на камешке на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, на солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову в панцирь. Постарайтесь поднять плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову в панцирь. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала и опять можно расслабиться. Вытяните шею, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните голову, поднимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один миллиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втягивайте голову сильнее. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть голову. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

Лицо

А вот прилетела надоедливая муха. Она опускается прямо вам на нос. Попробуйте прогнать ее без помощи рук. Правильно, сморщивайте нос, соберите столько морщин на носу, сколько вы сможете. Покрутите носом – вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что когда вы крутили носом, и щеки, и рот, и даже глаза помогали вам и тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось все лицо – это такое приятное ощущение. О-о, опять эта назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его хорошенько, попытайтесь просто сдавить эту муху между морщинками. Еще сильнее сморщите лоб. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоиться и расслабиться. Лицо расслабляется, становится гладким, исчезают все морщинки до одной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо. Какое это приятное чувство!

Живот

Ого! К нам приближается симпатичный маленький слоненок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот сейчас он наступит на ваш живот. Не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону. Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твердым, напрягите все мускулы как следует. Продолжайте так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону... теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Насколько так лучше, правда?.. Но вот слоненок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот. Сильнее! Если слоненок наступит на твердый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Уф, опять слоненок свернул, можно расслабиться. Успокойтесь, ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Замечаете разницу между напряженным и расслабленным животом? Как это хорошо, когда ваш живот расслаблен! Но вот слоненок перестал крутиться и направился прямо на вас! Сейчас точно наступит! Напрягите живот как можно сильнее. Вот слоненок уже заносит над вами ногу, сейчас наступит!.. Фу-у, он перешагнул через вас и уже уходит отсюда. Можно расслабиться. Все хорошо, вы расслабились и чувствуете себя хорошо и спокойно.
А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот, постарайтесь, чтобы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, еще тоньше, ведь вам очень нужно пробраться через забор. А теперь передохните, уже не надо утоньшаться. Расслабьтесь и почувствуйте, как живот "распускается", становится теплым. Но вот пора опять пробираться через забор. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненьким и напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая... Ну все, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы все сделали замечательно.

Ноги

А теперь представьте, что вы стоите босиком в большой луже с илистым дном. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил кончается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся... Не правда ли, какое это приятное чувство?.. Опять шагните в лужу. Вдавливайте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Все сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Расслабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло! Все, напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах легкое приятное покалывание. Чувствуете, как по ним разливается тепло.

Заключение

Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул "распускается". Сегодня выдался хороший день, и вы, отдохнувшие и расслабленные, можете вернуться к обычным делам. Вы сейчас поработали очень усердно, вы молодцы. А теперь медленно, очень медленно открывайте глаза, слегка напрягите ваши мускулы. Прекрасно. Теперь вы в совершенстве можете овладеть этими упражнениями.






Разминки
·         Лед и пламя
Во всех частях игровой комнаты разложены и разбросаны вырезанные из картона жетоны размером с пятирублевую монету.  По команде «Пламя» каждый участник стремиться собрать как можно больше жетонов. По команде ведущего «Лед» – участники замирают в позе, в которой они были во время прозвучавшей команды. Можно усложнить игру, введя в условие сбор жетонов разных цветов.  Например, по команде «Алое пламя» собирать красные жетоны, по команде «Синее пламя» – синие. По количеству собранных жетонов можно учредить каталог призов.

·         Меняющаяся комната

Условия данной игры требуют от участников находиться все время в движении. Необходимо, не останавливаясь,  ходить по комнате, и главное – не произносить ни звука. Ведущий может предложить участникам попробовать представить, что они отправились в сказочное путешествие.  Путешествие проходит очень быстро, и участникам нужно быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.
Вариант игровой ситуации: Итак, вы начинаете ходить по сказочной стране. Вдруг землю заливает тягучая масса, будто к жвачке прилипают ваши ноги и мешают вам двигаться, вам приходится потрудиться, чтобы идти дальше.
Вдруг все вокруг наполняется энергией, вам становится легко, и вы двигаетесь, будто пузырьки газировки.
Теперь страну наполняют звуки воинственного марша, вы двигаетесь, будто воины на параде.
Вдруг начинает идти сильный дождь, это просто ливень какой-то, все вокруг наполняется холодом и сыростью, вы зябните, и от дождя нет спасенья, вы пытаетесь укрыться от дождя.
Но вот тучи рассеялись, засветило солнце, вокруг распустились тысячи цветов, и вы собираете и дарите их друг другу.
Вдруг вы превращаетесь в бабочек и порхаете от цветка к цветку.
         Но вот вам снова приходится прорываться сквозь непроходимые джунгли и т.д.
Примечание: Ведущему важно своим примером помогать детям, которым трудно раскрепоститься, принимать активное участие в игре.
·         Соревнование черепашек
Участники становятся к стене. По сигналу они начинают медленное движение к противоположной стене, изображая черепах. Нельзя останавливаться и спешить. Через 1 – 2  минуты ведущий подает сигнал, по которому все участники должны остановиться. Побеждает тот, кто оказался последним.
·         Перемотка
Ведущий демонстрирует определенную последовательность движений, например: встать со стула, обойти стул вокруг, сесть на стул, взять газету со стола, сделать вид, что читаешь, взять телефонную трубку и сказать «Алло», повесить трубку, сложить газету пополам  и т.д. Задача участников сначала повторить все движения за ведущим, как они были показаны, потом попытаться повторить те же движения, но в замедленном темпе, потом в ускоренном (2 или 3 раза), потом в обратной последовательности  и т.д.
·         Лови кастрюлю
Участники, сидя или стоя в большом кругу, перебрасываются воображаемыми предметами. Бросая, участник объявляет имя партнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно «пристроиться» к предмету – ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею.
·         Дыхание
С помощью дыхания (поочередные неглубокие вдох и выдох) попробовать воссоздать различные звуки: звук ветра, клич индейца, свист птицы.
Вдох через нос, пауза, на выдохе воссоздать отдельные звуки: А, О, У, Ш, Щ, Х, и их сочетания.
·         Массаж
«Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в различных направлениях: ото лба к макушке, ото лба до затылка, от ушей к шее и т.д.
«Теплые ручки». Растирание и разминка рук и всей кисти от кончиков пальцев и обратно.  
·         Гимнастика для глаз
-написать глазами цифры от 0 до 9;
-поочередно сосредотачивать взгляд на кончике пальца перед носом и дальней точкой комнаты;
-быстро, несколько раз поморгать глазами.
·         Передай мяч
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.
·         Броуновское движение
Участники образуют круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга мячики. По условиям игры мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой или ногой.
·         Дирижер
Под различную музыку, взяв в руки палочки, дети дирижируют воображаемым оркестром.
Многие родители сталкиваются с проблемами поведения ребенка в публичных местах. Часто проблемы возникают из-за того, что взрослые не внимательны к самочувствию или потребностям детей. Например, долгое пребывание в дороге, поход по магазинам могут вызвать у ребенка легкое утомление, причем не только от движения, но и от бездействия. Если в дороге ребенок не поглощен каким-либо увлекательным занятием или долгое время скован в движениях, он устает во много раз быстрее. Снижение тонуса приводит к переменам в настроении и капризам.




Приход гостей
Приход гостей и поход в гости также не всегда может пройти гладко. Во-первых, многие дети не могут долго делить ваше внимание с вашими друзьями, поэтому постараются найти любой доступный и не всегда приемлемый способ привлечь ваше внимание к себе. Для того чтобы предотвратить нежелательное поведение ребенка, иногда помогает заранее договариваться с ним о том, как себя вести в той или иной ситуации.  Зная о потребностях ребенка во внимании и о том, что будет для него заведомо трудно выполнимой задачей, можно предположить, как вы можете помочь ребенку преодолеть трудности. Например:

  • Заранее объяснить ребенку, что общение в компании также важно для вас, как и для него.

  • Позаботиться о том, чтобы у ребенка была возможность также беззаботно провести это время,  как и у вас.

  • С маленькими детьми можно в игре, без назиданий, проиграть ситуацию встречи гостей и, соответственно, познакомить их с основными правилами этикета.

  • Договориться с ребенком об особых сигналах. Например, придумать вместе специальные знаки-сигналы, которые будут понятны только вам с ним. С помощью этих знаков ребенок приемлемым для него способом сможет сообщить вам о том, что он нуждается в вашем внимании, а вы, в свою очередь, сможете сообщить ему о том, что вас настораживает в его поведении, не делая при этом прямых замечаний. 

Поход в магазин
Проблемы с капризами ребенка в магазине возникают чаще всего у родителей дошкольников при посещении продуктовых гипермаркетов. До того как с ребенком отправиться в магазин, попробуйте подумать, как сделать так, чтобы посещение магазина было интересно и самому ребенку. Например, сделайте поход в магазин в форме игры или включите ребенка в процесс поиска необходимых товаров, чтобы ему, с одной стороны, некогда было скучать, а с другой – ребенок имел бы полноправную возможность поучаствовать в важном для семьи деле. Научите ребенка разбираться в понятиях «срок годности», «вес», «стоимость» и составьте четко описанный список  продуктов, которые ребенку будет необходимо найти в магазине и положить в корзину для покупок. Придумайте, как поощрить ребенка за его успех и ваше сэкономленное время, если он уложится в оговоренный срок и найдет все продукты по списку.

 Поездка в автобусе (машине) и в продолжительной поездке 
·         Возьмите с собой песочные часы или таймер. В момент, когда вы сильно утомлены активностью ребенка, попросите  его посидеть тихо, пока песок пересыпается вниз (часы/таймер отмерят время). Вспомните также старую добрую игру «молчанку».
  • Чтобы время в дороге пролетело незаметно и было проведено с пользой, заранее заготовьте  блокнот со списком  игр и затей, которые можно провести с ребенком в пути. Ниже приведены примеры игр и в дорогу.
  • Есть контакт
Водящий загадывает слово и говорит, на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово. Например, ведущий говорит, что слово  начинается с буквы «Л». Для того чтобы  водящий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву «Л» и дать ему небольшую характеристику. Допустим, кто-то из игроков говорит: «Это есть ночью на небе». Кто догадался, говорит «есть контакт» и вместе с игроком, который дал характеристику, считают быстро до 10 и называют слово. Если слова оказались разными, то игроки продолжают подбирать  слова на букву «Л». Если слова совпали (то есть в данном случае оба игрока сказали слово «ЛУНА»), тогда ведущий называет следующую букву (например «А», если слово «лагуна»), таким образом, образуется слог «Ла». Теперь участники начинают подбирать слова на слог «Ла», давать характеристику им, считать до десяти и т.д. 
Но водящий тоже может отгадывать слова, которые характеризуют участники. Если он отгадает и успеет выкрикнуть: «Нет, это не…», и назвать слово пока участники не назвали его и считают до 10-ти, тогда участникам придется подбирать новые слова, чтобы открыть следующую букву. В этой игре для ведущего важно, чтобы его слово как можно дольше не смогли разгадать.
·         Облака
Всмотритесь в облака (если они есть). Спросите ребенка – на что они похожи? Что они ему напоминают? Пофантазируйте и скажите, что вам напоминают эти облака?
·         Смотри в оба
Предложите ребенку смотреть по сторонам и находить предметы заданного свойства, называя их. Например: желтых, горячих, круглых, стеклянных, весящих, с надписью, похожих на что-либо, начинающихся с буквы «М» и т.п.
·         Кляксы.
Ребенку можно предложить посмотреть на бумагу с кляксами. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, или дорисовать их, чтобы получился какой-либо предмет.
·         Диктофон
Предложите ребенку записывать на диктофон в ходе поездки  все, что покажется ему интересным, или описывать ход поездки, делая своего рода репортаж. Попросите его детально описать дорогу, свое настроение, свои наблюдения в ходе путешествия и т.д. Лучше всего репортаж вести вместе, а по итогам поездки дать послушать его всей семье.
  • Угадай песню
По очереди загадывайте слово или тему и называйте песню с этим словом или на заданную тему. 


Снятие эмоционального напряжения
Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Одной из распространенных причин рассеянности может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения мышц, зрения и слуха. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают утомление мозга. Накопление усталости может привести к агрессивному поведению. Ниже приведены примеры игр и упражнений, которые помогут ребенку снять напряжение.
·         Салют
Дети в течение нескольких минут рвут или режут на мелкие кусочки листы цветной бумаги, подготовив, таким образом, материал для салюта. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные могут  хлопать или кричать «ура!».
·         Телевизор
Поднятая рука ведущего становится индикатором шума. Игра предоставляет возможность детям вдоволь покричать, похлопать, потопать, в общем – пошуметь. Чем выше рука ведущего, тем сильнее шум должны создавать участники. Но как только рука начинает опускаться, шум должен стихать, постепенно превращаясь в шепот и тишину.
·         Рубка дров
Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Всякий раз, опуская топор, он должен громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.
·         Ласковые лапки
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
·         Снежный бой
Подготовьте 40-60 синтепоновых шариков (мячиков), напоминающих снежки, можно также использовать комки бумаги. Разделите участников на 2 команды, раздайте им равное количество «снежков» и проведите черту между ними. По команде ведущего «Старт!», игроки обеих команд должны начать снежный бой. Побеждает команда, на территории которой, после остановки игры, окажется меньшее количество снежков.
·         Договор «Счет до десяти»
Этот прием может помочь ребенку научиться замечать и оценивать собственные чувства, ощущения в момент, когда он готов действовать агрессивно, а также научиться усилием воли управлять своим поведением в таких ситуациях. Расскажите ребенку (если этот прием вам подходит и проверен вами лично) о том, что в жизни очень важно умение принимать обдуманные решения. Когда сильные эмоции захлестывают, полезно попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. И только после этого можно принять решение, как действовать. Договоритесь с ребенком, что он будет пользоваться этим приемом, обсудите с ним, насколько такой прием может быть (или стал) полезным.
·         Рельсы - рельсы
Знаменитая игра-массаж на снятия тактильного (осязательного) голода. Человек лежит на животе, а ему на спине соломинкой или рукой, легкими движениями рисуют действие следующего рассказа:
Рельсы- рельсы,
Шпалы- шпалы.
Едет поезд запоздалый.
Из последнего окошка
Вдруг посыпали горошка.
Пришли куры поклевали,
Пришли гуси пощипали.
Пришел дворник
Все расчистил, все размел.
Прошел слон,
Прошла слониха,
Прошел маленький слоненок.
Пришел директор зоопарка.
Поставил стул, стол.
И сел писать письмо:

                Дорогие мои дочки,
Жик-жик, точки,
Жик-жик, точки,
Посылаю вам чулочки,
Жик-жик, точки.
Жик-жик, точки.
Своему родному сыну,
Жик-жик, точки,
Заграничную машину,
Жик-жик, точки.
Заклеил конверт и отправил его по почте.
Письмо шло, шло и пришло.
Как звали адреста?
Тот, кому делали массаж, называет свое имя.


·         Наш камень в ваш огород
Ведущий предлагает участникам представить, что перед ними находится «большой и тяжелый камень» («кусок скалы», «спиленное дерево», «бочка», «бревно» и пр.). Он предлагает поднять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его «подальше», или даже в сторону «противников», как бы демонстрируя им свою силу. Ведущий побуждает всех членов своей группы принять участие в этом действии, демонстрируя усилия, руководя «поднятием камня».


· Камушек (К. Фопель)

Игра проходит в два этапа.

I этап (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий спрашивает: «Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?» Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок 6-7 лет имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило, ответы сводятся к следующему: «Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он, почти всегда, совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». Далее ведущий спрашивает детей: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя домой, просто снимали ботинки?» Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Причем боль более сильная, чем накануне; обида, злость — вот какие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

II этап. Воспитатель говорит детям: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям — и взрослым и детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам. Например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные «камушки», о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, с помощью которого можно избавиться от «камушка». Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает педагогу беспрепятственно проводить учебный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это «что-то» не даст им спокойно сидеть на занятиях и воспринимать информацию. Если же дети получат возможность выговориться, «выпустить пар», то можно спокойно приступать к занятиям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий