воскресенье, 25 января 2015 г.

Игротека. Память и внимание. Выпуск 1.



Школа становится серьезным испытанием для ребенка. Она требует умения не просто запоминать то, что запоминается, а целенаправленно запоминать то, что необходимо по школьной программе. Не просто быть внимательным, а уметь управлять вниманием, успевать за учителем и уметь работать самостоятельно. Не просто быть готовым думать, а уметь производить сложные мыслительные операции: синтез, анализ, учиться находить собственные идеи и даже иметь точку зрения. Чтобы создать комфортные условия ребенку для адаптации к школе, нужно развить в ребенке способность организовывать главные познавательные функции – внимание, память и мышление. Чтобы сделать занятия с ребенком максимально непринужденными, но в тоже время увлекательными и полезными, необходимо использовать игровые упражнения.  Играм и упражнениям, направленным на развитие внимания и памяти, посвящен данный выпуск игротеки. 





Игры и упражнения для развития памяти.

На 7-9 лет, как правило, приходится рассвет природной памяти ребенка, и ему гораздо легче вызубрить материал, чем его осмыслить и прибегнуть к специальным приемам для запоминания.  Но к 10 годам ситуация может поменяться. Кроме того, существенно вырастет объем информации, которой предстоит овладеть ребенку. В этой ситуации ребенок будет нуждаться в вашей помощи для своевременного овладения приемами запоминая. Можно добавить, что природная способность запоминать развита у всех детей по-разному, поэтому, если вы заботитесь о подготовке ребенка к школе, без регулярных упражнений в игровой форме не обойтись.

Память – это способность человека запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Известно, что память основа сознания человека. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысление собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд.

Организует процесс запоминания внимание. Оно помогает вспоминать нужное и забывать незначительное в тот или иной момент. Интересно, что не менее важным, чем умение запоминать и вспоминать, является умение забывать, отвлекать внимание от ненужных в данный момент фактов, размышлений, нежелательных впечатлений. Хорошее внимание на самом деле складывается из  многих качеств.

Педагоги-психологи отмечают: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания и памяти».
  
Поэтому совет номер №1 – занимайтесь и проводите с дошкольником как можно больше времени и используйте простые игры и собственную фантазию. 



Ассоциации и образы

Следующие игры и упражнения помогают освоить азы способа запоминания, связанного с умением переводить информацию в форму образов, ассоциаций, которые, в свою очередь, ребенок может зрительно представить либо в виде рисунка, либо мысленно. Такая своего рода эмоциональная обработка запоминаемого текста позволяет более легко извлекать из памяти нужную информацию, опираясь на близкие восприятию образы.


Прогулка по зоопарку

Для данной игры вам понадобятся карточки с изображением животных. Ребенку предлагается закрыть глаза и мысленно прогуляться по зоопарку. При этом ведущий и ребенок по очереди называют зверей, которых знают. Задача ребенка представить названных животных и запомнить. После совершенной мысленной прогулки по зоопарку, пользуясь карточками, ребенок должен назвать тех животных, которых называл он сам и тех, которых назвал ведущий. После того как задание выполнено, карточки убираются, и участнику предлагается еще раз вспомнить всех животных, «увиденных в зоопарке», в той последовательности, в которой они назывались.

 Снежки

Предложите ребенку ответить на следующие вопросы: «Представь снег. Вспомни, какого он цвета? Вспомни, каков он в свете фонарей вечером. Вспомни, как снег хрустит под ногами. С чем можно сравнить этот звук? Представь, что у тебя в руках шарик из снега. Что ты чувствуешь?»


Абстрактные фигуры

Ребенку предлагается посмотреть на карточки с изображением абстрактных фигур или несложных узоров. Затем, убрав карточки, попросите ребенка мысленно вообразить картинки во всех деталях и по памяти перенести их на бумагу.

Напишите на листе слова, приведенные выше. Прочитав какое-либо слово, например «бумага», ребенок должен попробовать назвать все возможные ассоциации, приходящие на ум к этому слову, или качества этого предмета, о которых он знает. Например, бумага бывает белая и цветная, толстая и тонкая, она шуршит, ее можно складывать и резать, возможная ассоциация – бумажный самолет. Прочитав с ребенком первый столбец, попросите его назвать или записать слова, которые он запомнил, и переходите к следующему столбцу. Затем поработайте с 2-мя столбцами, увеличив количество слов для запоминания. Постепенно следует отказаться от называния вслух качеств, скрывающихся за тем или иным словом, и проходить этот этап мысленно, в уме.


 Ассоциации

Предложите ребенку ряд из 5-6 слов, не связанных какой-либо логикой на первый взгляд. Например: ложка, шкаф, полка, снег, лыжи, плакат. Ничем не связывайте воображение ребенка. Пусть он фиксирует первые пришедшие на ум ассоциации с этими словами и попробует составить из них предложение или маленький рассказ. В результате должна получиться маленькая история. Например, хотя бы такая: «Я помню, в этот день выпал первый снег! Папа попросил меня взять ложку из кухонного шкафа. Когда я его открыл, я увидел там, на верхней полке, спортивный плакат и твердо решил – сегодня пойду кататься на лыжах!».

Упражнение проводится в несколько этапов:

1. Составьте рассказ сами, следя, чтобы ребенок не ленился представлять себе детали истории.

2. Из другого набора слов составьте рассказ вместе с ребенком. Набор слов вы можете взять любой.

3. Предложите ребенку составить рассказ самостоятельно (из нового набора слов).

4. На заключительном этапе вы диктуете ребенку слова, а он пытается запомнить их, составляя рассказ мысленно.

Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.


Считается, что не менее важной способностью, чем запоминание является умение воспроизводить информацию. Очень часто мы вдруг внезапно можем вспомнить что-то, что считали так и не запомненным, что-то, что давно так хотелось вспомнить, но все попытки были безуспешными. Следовательно, память срабатывает, информация как бы записывается где-то, но весь вопрос: как же вовремя ее извлечь? Поэтому специалисты рекомендуют освоить вместе с ребенком различные приемы запоминания, которые помогут не только понять и запомнить необходимую информацию, но и во время и точно ее воспроизвести при необходимости.





Заучивание текстов. Рекомендации для родителей.

Нередко с запоминанием прозаических текстов у детей возникают трудности. Помочь справиться с ними, научиться делать устные доклады и сообщения, и даже писать изложения, можно, если потренироваться и освоить следующий алгоритм:

(На начальной стадии предлагаемую работу необходимо проводить вместе с ребенком; со временем он обретет самостоятельный навык)


  •     Подберите подходящий рассказ или отрывок из него.

  •     Обратите внимание ребенка на заглавие. Предложите прочесть текст. Обсудите, что в нем главное, о чем идет речь.

  •     Разберите, из скольких частей (предложений, абзацев) состоит текст. Помогите поставить вопросы к каждой из частей; в дальнейшем обращайте внимание ребенка на ответы, получаемые при чтении. Таким образом, вы сможете вместе проследить развитие главной идеи текста.

  •     Составьте план текста. Это можно сделать письменно или подчеркнув ключевые слова в предложениях и абзацах – те, в которых отражается основная мысль.

  •     Предложите детям пересказать ее сначала вслух, а затем про себя.

  •     Теперь нужно снова просмотреть текст, выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. Пусть ребенок представит их образно.

  •     Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с ребенком самые существенные из них.

  •     Поинтересуйтесь, что думает ребенок о главных героях и событиях, описанных в тексте.

  •     Попросите определить, что ему нравится, а что нет. Пусть ребенок аргументирует свое мнение.

  •     В заключение предложите ответить на несколько вопросов: кто делает, что делает, когда, зачем, где, как?



Проделанная работа позволит прочитанному не только надолго сохраниться в детской памяти, но поможет ему более уверенно вести себя на устном сообщении и быть готовым к любым  вопросам.

Как учить стихи? Видео-урок.



 Изучение нового и развитие памяти

Чем более творческими и оригинальными будут ваши занятия с ребенком, тем больше будут ваши успехи в тренировке памяти. Фантазируйте и изобретайте, используя принципы описанных упражнений в житейских ситуациях и в занятиях с ребенком. Ниже приведены примеры ситуаций, когда, тренируя внимание и память, можно изучать с ребенком много нового и интересного.

Мировая культура

 Например, вы можете потренировать память ребенка, параллельно познакомив его с историей  мирового искусства.  Приготовьте репродукции и фотографии с знаменитыми постройками различных городов. Расположите карточки с названием архитектурных памятников на карте мира, рассказав ребенку о городах и постройках. Предложите самостоятельно подобрать фотографии к карточкам с названиями на карте. Придумайте другие варианты заданий для ребенка.

Солнечная система

Приготовьте заранее круги  с названием планет солнечной системы.

Предложите ребенку ответить на вопросы:

 Какая планета солнечной системы расположена ближе всего к Солнцу, какая наиболее удалена от него?

Какие планеты находятся ближе всего к Земле?

Какая планета расположена между Землей и Юпитером, между Нептуном и Сатурном, между Марсом и Сатурном?

Какая планета находится дальше Земли, но ближе Юпитера? и так далее.

Также предложите ему расположить планеты по орбитам.

Экспертиза

Предложите ребенку побывать в роли эксперта-историка. Заранее подготовьте на выстаренной бумаге перепечатанный текст с описанием какого-либо исторического события, описанного в учебнике, но с небольшими неточностями, например: измененными датами или именами исторических героев. Предложите ребенку, изучив предложенный вами текст, исправить ошибки, допущенные  в нем.

Созвездия

Возьмите детскую энциклопедию и рассмотрите с ребенком карту звездного неба.

Прочитайте о звездах и созвездиях, о происхождении их названий. Возьмите лист черной или синей бумаги и несколько пуговиц желтого цвета или кружков, звездочек из желтого картона. Попытайтесь сами изобразить одно из созвездий.

Предложите сделать то же самое ребенку. После многократного повторения такой игры предложите ему угадать по памяти: какое из созвездий вы изобразили.





Рекомендации педагогов по развитию памяти:

1. Старайтесь искать смысл во всякой информации, определяйте главные мысли, отмечайте переход к следующей мысли.

2. Оцените, что дает вам та или иная информация, если вы найдете в ней пользу, то запоминать будет легче

3. Запоминайте по частям. Память способна удержать ограниченное число объектов, поэтому не старайтесь запоминать большой по объему материал сразу.

4. Новая информация лучше усваивается, если она связана с информацией, полученной ранее. Поразмышляйте о том, что вы знаете на эту тему.

5. Лучший способ забыть – попытаться запомнить что-то похожее. Поэтому не учите физику после математики, литературу после истории.

6. Применяйте мнемонические приемы (приемы для запоминания)!

Один из таких приемов «Расклад по полочкам». Если приходится запоминать много разнородных сведений, нужно мысленно представить себе город с множеством улиц. На каждой улице – дом, а в доме – комнаты, каждая комната – ячейка памяти, а в ней и хранится то или иное воспоминание.

Еще один прием – «мнемические формулы»: перечень необычных слов, дат, имен, символов, которые могут служить опорой для запоминания. Например, если вы трудно запоминаете числа и лучше запоминаете последовательность движений, свяжите каждую цифру с каким-либо движением кисти руки.

    Закончи предложение

Прочитайте ребенку 10-12 простых предложений, например: грязь – причина болезней; в комнате очень жарко; на окне стоял цветок; железо и золото – металлы и т.п. Затем предложите ему каточку с первой частью предложения (Например: «Грязь – …», «На окне …», «Железо… и т.п.»). Попросите ребенка по памяти закончить предложения. Постепенно количество слов в предложениях можно увеличивать.

    Человечки

Нарисуйте на карточке 6-8 цветных человечков так, чтобы они были нарисованы одним способом (из геометрических фигур и линий), но имели различные позы (например, положение рук и ног). Познакомьте ребенка с изображением на карточке и предложите ему через 3 минуты ответить на ваши вопросы по памяти. Варианты вопросов: сколько было нарисовано человечков, какие геометрические фигуры были использованы, какие цвета были использованы, в каких позах были крайний правый и левый человечки? Что, на твой взгляд, могли делать человечки в этих позах и т.п.

 


 Важно учитывать!

Хорошее запоминание требует соблюдения особых условий и рекомендаций. Не всегда только хорошая память определяет успех в делах, требующих от ребенка высокой концентрации и усилий. Научите ребенка нескольким важным вещам:

- задавать вопросы учителю или взрослому, если что-то непонятно,  в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым

При ведении урока часто учителя ориентируются лишь на нескольких детей, поэтому потерявшему логику повествования ребенку ничего не остается, как отключиться от темы совсем. Такие проблемы характерны, например, для стеснительных детей. Многие учителя открыты к вопросам и консультациям  после урока.

- пользоваться словарями и справочниками и самостоятельно искать значение незнакомых слов

Некоторым преподавателям  гуманитарных наук приписывают слова: «не важно, чтобы ученик знал абсолютно все, важно, чтобы он знал где, и умел достать, в случае необходимости,  нужную информацию». В этом есть своя логика. Умение обращаться с источниками информации определяет успех во многих делах, кроме того, это всегда самостоятельная активность, а значит – развитие важных логических и творческих навыков, ну и само собой внимания и памяти.

- распределять время и нагрузку

Посмотрев последовательность выполнения заданий по каждому предмету, можно оценить: сколько времени понадобится для того, чтобы  подготовить трудную работу (сочинение, реферат, доклад, творческую работу и т.п.) заранее, не оставляя сложные задачи на последний день. Привычка откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, часто развивается при несвоевременном внимании к сложным задачам. Если вы поможете ребенку разделить трудное дело на составные, более легкие части, которым можно совместно уделять время каждый день, у ребенка появится опыт правильного распределения нагрузки.

- прежде чем начинать заучивать материал, важно понять его, выделить главные мысли

  Часто  этому помогает воображение. Обратите внимание на то, что чаще всего причиной невыполнения задания становится не плохая память, а не умение воспользоваться приемами заучивания информации. Одним из основополагающих является прием осмысление. Типичная ошибка во многих школах на уроках английского языка: дети заучивают тест наизусть, при этом не могут дать перевод и половине слов зазубренного текста.

- искать связь каждого нового понятия, с которым ребенок познакомился в школе, с уже ему известным, находить смысловые связи различных понятий

Очень важно каждый день, после школы, уделять внимание не только полученным отметкам ребенка, но и постепенно приучать ребенка рассказывать о том, что нового он узнал на уроках. При этом взрослым важно самим пролистать учебник. Ребенку будет легче рассказывать, если вы сможете ему помочь наводящими вопросами или поинтересуетесь, что он думает по поводу того или иного изученного материала. Если такой разговор после каждого учебного дня войдет в привычку, это станет важным подспорьем для ребенка в учебе, поможет ему освежить в памяти и закрепить учебные итоги уходящего дня.

- составлять план устного ответа

Чтобы школьные успехи вашего ребенка не сошли на «нет» из-за робости перед публичными выступлениями, помогайте ему осваивать приемы подготовки устных ответов. Лучше ориентироваться, запомнить и осмыслить материал поможет умение пользоваться картами и схемами; помогайте ребенку самому составлять их для подготовки к ответам на уроках.

- домашнее задание, рекомендации ваших коллег:

- приступая к выполнению каждого задания, подумать не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких способов, приемов) это можно сделать;

- перед выполнением задания подумать, что может понадобиться для работы (учебник, тетради, карандаши, справочники и т.п.). Приготовив все необходимое, можно убрать все лишнее, что может отвлекать от занятия;

- перед началом любой сложной деятельности, требующей высокой концентрации, полезно проанализировать собственные мысли и чувства и попробовать исключить из зоны внимания всё незначительное для намеченного дела;

- при выполнении домашнего задания между предметами (уроками) можно делать небольшие перерывы: смена деятельности поможет отдохнуть и лучше переключить внимание, несколько двигательных упражнений даст необходимый тонус, даст отдых мышцам шеи и спины и, таким образом, снимет усталость.

Подводите с ребенком итоги дня!

 Если то, что проходили на уроке, показалось трудным, повторите материал в тот же день, даже если следующий урок по предмету будет через несколько дней. 

Ссылки на дополнительную информацию:
 Сайты посвященные развитию памяти:
http://4brain.ru/memory/
http://www.mnemonica.ru/
http://mnemonikon.ru/
Ссылки онлайн игры для развития памяти:
http://www.orient-murman.ru/index.php/2011-06-16-16-36-37/325--4-5-.html
http://freeplayonlinegame.ru/razvitie-pamyati_tag.html
Литература посвященная занятиям с детьми:
Введите в строку поиска запрос "Развитие памяти" в любом интернет-магазине книг. 
Игры и упражнения в копилку:
http://childish.fome.ru/main-9.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий